English  |  Русский

Дворец

Большой дом в Архангельском является центром архитектурно-паркового ансамбля. План дворца, его объемное решение, отделка фасадов и интерьеров характерны, для эпохи классицизма. Система анфилад на первом этаже соединяет парадные залы, на втором - комнаты библиотеки и жилые покои.

За мощным входным портиком застекленные двери ведут в величественный Вестибюль, объединенный с парадным двором мотивом колоннады: высокие пилястры несут классический карниз, углы зала чуть скруглены, в полуциркульных каминных нишах - скульптурные группы «Амур и Психея» и «Кастор и Поллукс» (копии с античных оригиналов рубежа XVIII -XIX вв.), стены украшает роспись в технике гризайль.

Холодноватый серебристо-серый колорит Вестибюля в сочетании с мрамором скульптур служат достойным вступлением в торжественную атмосферу парадных залов.

Вестибюль, Аванзал и Овальный зал составляют центральную анфиладу Большого дома.

В Аванзале две легкие деревянные лестницы подымаются на второй этаж. Прямой связи с окружающим парком нет, но здесь она создается иллюзорно: настенная живопись на опорном столбе лестницы изображает парковую беседку.

Двусветный Овальный зал - архитектурный и композиционный центр дворца. Мощные колонны искусственного мрамора поддерживают идущие по периметру зала хоры и подымающийся над ним высокий купол с полуциркульными арками. Свет, льющийся из застекленных дверей и окон за арками, теплый желтоватый тон колонн, золото с белым в росписи «кессонированного» купола, живописный плафон «Амур и Психея» Н.де Куртейля в его центре одухотворяют строгую архитектонику зала. Летом двери Овального зала распахивались в сад, объединяя пространства дворца и парка.

Овальный зал
Овальный зал

По обе стороны от Вестибюля и Овального зала тянутся парадные покои: в северной анфиладе - Парадная столовая и зал Тьеполо, в южной - Амуровая комната, Императорский зал, Салон, Парадная спальня, в западной - Антиковый зал и два зала Юбера Робера. В восточной анфиладе потолки ниже чем в парадных апартаментах - здесь существует встроенный антресольный этаж над кабинетом и спальней князя.

Зал Ю.Робера
Зал Ю.Робера

Архитектурное решение парадных залов просто, словно они специально предназначены для размещения произведений живописи, скульптуры, мебели, светильников, ваз. Посетитель, впервые попадающий во дворец, находясь в вестибюле или Овальном зале, не может даже представить, какие художественные сокровища ждут его в залах анфилад.

Плафоны парадных залов дворца после пожара 1820 г. были украшены росписями орнаментального характера. В начале XX в. художники мастерской И.И.Нивинского произвели их обновление, а также исполнили в некоторых залах новые росписи стен в виде цветочных бордюров.

Поражает отделка Парадной столовой: здесь роспись занимает всю высоту стен, ее охристо-розовый колорит насыщен, а изобразительные мотивы взяты из декорации египетских дворцов эпохи римского господства. Сквозь проем, соединяющий столовую с Буфетной, виден пейзаж, иллюзорно напоминающий о близости парка.

Императорский зал
Императорский зал

Пять комнат верхнего этажа при Н.Б.Юсупове занимала библиотека. Главную роль в их убранстве играли выполненные местными мастерами книжные шкафы красного дерева, кабинетная мебель, научные приборы, светильники, бюсты философов и писателей.

В дворцовый ансамбль органично входят Флигели. В западном, где при Голицыных существовал домашний театр, Н.Б.Юсупов разместил часть картинной галереи и библиотеки. В восточном всегда размещались кухня и служебные помещения. Придворцовые колоннады служили переходами из основного здания во Флигели