English  |  Русский

Театр

На рубеже XVIII — XIX вв. в России насчитывалось около двухсот крепостных театров. Славился оркестр роговой музыки И.П.Салтыкова в Марфине, театры С.С.Апраксина в Ольгове, А.Н.Оленина в Приютине, Н.А.Дурасова в Люблине, П.А.Познякова в Москве, знаменитым был Останкинский театр Н.П.Шереметева. Князь Н.Б.Юсупов также владел собственной театральной труппой и оркестром, неоднократно устраивал в Москве выступления итальянских артистов.

Главный фасад Театра. 1980-е гг
Главный фасад Театра. 1980-е гг

В 1818 г, к приезду в Архангельское императора Александра I Н.Б.Юсупов приготовил сюрприз: в Аполлоновой роще пейзажного парка был выстроен усадебный театр. Его автором стал знаменитый театральный декоратор, но никому не известный архитектор Пьетро ди Готтардо Гонзага (1751 - 1831). Он же создал и ансамбль живописных декораций для Архангельского.

Первое знакомство Н.Б.Юсупова с творчеством Пьетро Гонзага произошло в Италии в 1783-1789 гг., в то время князь исполнял обязанности посланника Екатерины II при дворе короля Сардинии в Турине. В 1792 г. Н.Б.Юсупов, только что назначенный на должность директора императорских театров, предложил художнику работу в Санкт-Петербурге. Вслед за Д.Боной, Д.Валериани, П. и Ф.Градицци П.Гонзага занял пост главного декоратора императорских театров. В Россию, переживавшую эпоху расцвета художеств, его влекло стремление осуществить многочисленные творческие замыслы.

Практик и теоретик театрально-декорационного искусства, создатель монументальных росписей и парковых пейзажей, оформитель коронационных и траурных торжеств, Гонзага половину своей долгой жизни провел на новой родине. Все эти годы князь Н.Б.Юсупов принимал непосредственное участие в судьбе художника.

В день открытия театра в Архангельском спектакль состоял из смены трех живописных картин: «Занавес», «Богатый кабинет» и «Таверна». На сцене не было ни актеров, ни певцов, ни танцовщиков! «Чудные декорации Гонзага, - писал М.Пыляев, - заставляли зрителя забываться и поражали удивительным соблюдением перспективы и необыкновенной прелестью композиции».

П.Гонзага. Разрез театра. Проект. 1817г.
П.Гонзага. Разрез театра. Проект. 1817г.

П.Гонзага. Эскиз декорации Храм
П.Гонзага. Эскиз декорации «Храм»

А.Ф.Ламбер (?). Копия декорации П.Гонзага Ночь. 1820-е гг.
А.Ф.Ламбер (?). Копия декорации П.Гонзага «Ночь». 1820-е гг.

А.Ф.Ламбер (?). Копия декорации П.Гонзага Тюрьма.1820-е гг.
А.Ф.Ламбер (?). Копия декорации П.Гонзага "Тюрьма".1820-е гг.

Всего для театра Юсупова художник написал занавес и 10 комплектов декораций, каждый из которых состоял из задника, падуг и кулис: «Сад», «Ночь», «Римская площадь», «Храм», «Тюрьма», «Богатый кабинет», «Таверна», «Подземелье» и «Мраморная галерея». В музее-усадьбе хранятся также три авторских эскиза Гонзага и сделанные в 1820-е гг. фиксационные акварели с находившихся в театре декораций.

В XIX столетии представления на сцене театра в Архангельском были редкостью. Декорации Гонзага переписывали для новых спектаклей, часть из них использовали в петербургском театре Юсуповых. Во время празднования коронационных торжеств по случаю восшествия на престол императора Николая II в 1896 г. в имении был дан прием, включавший и музыкальное представление в театре.

Для сохранения громадных полотен требовались особые условия, соблюдать которые в помещении театра было трудно: к началу XX в. многие из них пришли в ветхость. Время, беспощадное к хрупкому искусству театральных декораций, сохранило лишь несколько подлинников Гонзага. Пережившие разрушительный период революций, эвакуацию на Урал в годы Великой Отечественной войны, «Мраморная галерея», «Храм и колоннада», «Таверна».

«Тюрьма» и «Занавес» бережно хранятся в музее-усадьбе - единственном обладателе оригиналов итальянского мастера. Они позволяют говорить об особенностях живописной манеры художника: «Он первый писал декорации прямо на полу, не картинною живописью, а наброском и толстой кистью и часто растушевывал просто ногой, и это ножное маранье при искусственном освещении превращалось в полное очарование» (А.Н.Бенуа).

Для знакомства с искусством Гонзага в наши дни необходимо создание специального депозитария, в котором, не подвергая опасности, можно было бы продемонстрировать каждую из уникальных декораций.

Зрительный зал театра. 2000г.
Зрительный зал театра. 2000г.

Театр в Архангельском принадлежит к небольшому числу старинных театров, ни разу не испытавших какой-либо реконструкции на протяжении столетий. В наши дни в процессе научной реставрации были раскрыты тайны сохранившихся в театре сценических машин, восстановлена цветовая палитра интерьеров. В воссоздаваемом на сцене Архангельского «театре декораций» уникальные подлинники Гонзага заменят копии, выполненные лучшими театральными художниками на основе анализа творческой манеры мастера.