English  |  Русский

Художественные затеи в усадьбе

В конце XVIII — начале XIX в. многие русские вельможи устраивали в своих усадьбах зверинцы и птичники, заводили пруды с экзотической рыбой, строили оранжереи с теплолюбивыми заморскими растениями, увлекались "экономическими" затеями, открывая в поместьях полотняные, сахарные, кирпичные, винокуренные, керамические заводы, ткацкие и прядильные мастерские. Князь Н.Б.Юсупов организовал в своем Архангельском несколько предприятий промышленного типа - прядильную фабрику, пильный, хрустальный и фарфоро-фаянсовый заводы.

В Архангельском трудились талантливые, хорошо знающие свою профессию мастера: архитекторы и живописцы, рисовальщики и садовники, мебельщики, лепщики и позолотчики, хрустальщики и керамисты. Большей частью это были крепостные. Отданные еще в детском возрасте в учение профессионалам, они превращались в хороших специалистов, и владелец усадьбы не жалел для этого средств.

Первое упоминание о хрустальном заводе в Архангельском относится к 1811 году. Делами ведал мастер Алексей Иванович Муратов (род.ок. 1785 - ?). По рецептам и образцам, присланным князем, здесь изготавливали стаканы, рюмки, бокальчики, кружки с крышками, графины «водошные» с пробками, чаши под варенье: в год выпускалось около тысячи изделий, предназначавшихся, в основном, для домашнего обихода владельцев. Мастера занимались гранением, шлифовкой, полировкой изделий из хрустального стекла. В 1825 г. предприятие признали убыточным, а через год оно прекратило свою работу.

 Изделия Хрустального завода Юсупова. 1815-1826 гг.
Изделия Хрустального завода Юсупова. 1815-1826 гг.

Для постоянного наблюдения за состоянием картин, размещавшихся в московском доме и в Архангельском, для их реставрации, копирования произведений европейских мастеров из княжеской коллекции Н.Б.Юсупову был необходим целый штат художников.

Крепостные Михаил Полтев. Иван Колесников, Федор Сотников, Федор Ткаченков, Егор Шебанин, Иван Новиков были мастерами широкого профиля: занимались станковой и монументальной живописью, расписывали фарфор, прекрасно владели техникой золочения. Сотников и Ткаченков в свое время обучались у профессиональных живописцев - братьев Скотти, а мальчики Павел Прелов, Петр и Григорий Новиковы находились «в учении» у Ж.Ф.Ж.Свебаха.

 Тарелка с росписью по гравюре Ж.Ф.Свебаха. Живописная мастерская в Архангельском. 1818-1821 гг
Тарелка с росписью по гравюре Ж.Ф.Свебаха. Живописная мастерская в Архангельском. 1818-1821 гг

Князь Н.Б.Юсупов, став директором Императорского фарфорового завода, научился прекрасно разбираться в особенностях производства и декора изделий. Возможно, именно тогда ему пришла мысль об организации своего фарфорового заведения для создания не ординарной посуды, а произведений искусства. Эта задумка осуществилась в Архангельском, где с 1818 г. действовала мастерская по росписи привозного фарфорового «белья» с русских заводов Гарднера, Попова, Императорского. Фарфоровое белье активно покупали и за границей: на Севрской мануфактуре, заводах Мейсена, Парижа и Вены. В первое время работой фарфорового заведения руководил Иван Колесников (1790/94 - 1823).

 Внешний вид и план фарфорового завода в Архангельском
Внешний вид и план фарфорового завода в Архангельском

Он расписывал посуду, давал задания художникам, покупал и готовил краски, обучал мальчиков искусству рисования на бумаге и живописи по фарфору. Любимыми мотивами росписи были цветочные букеты, гирлянды из листьев, трав и цветов. Часто в качестве образцов для украшения посуды использовали изделия Венского и Севрского заводов, альбомы гравюр художника Ж.Свебаха, эстампы из библиотеки. Художники имели возможность писать миниатюры непосредственно с оригинальных полотен, находившихся в Архангельском. Расписанный фарфор обжигали в муфельных печах, устроенных в пристройке к «Капризу».

 Изделия фарфорового завода Юсупова. 1820-е гг.
Изделия фарфорового завода Юсупова. 1820-е гг.

В 1822 г. живописную мастерскую возглавил приглашенный Юсуповым из Севра французский художник А.Ф.Ламбер (? - 1835). С его приходом увеличился штат художников и количество учеников, расширился ассортимент, выросло качество росписи и декоративной отделки изделий. В 1826 - 1827 гг. в роще близ Горятинского пруда было построено небольшое здание фарфорового завода.

 Н.Ф.Юсупов. Миниатюра на. фарфоре по картине Г.Фюгера. Архангельское. 1831 г.
Н.Ф.Юсупов. Миниатюра на. фарфоре по картине Г.Фюгера. Архангельское. 1831 г.

В 1820-е гг. были созданы самые известные произведения фарфорового заведения Юсупова: Аракчеевский сервиз (1823) и серия тарелок с видами села Грузино (1827), небольшие сервизы дежене (для завтраков) на одну - две персоны, преподнесенные в 1826 г. императору Николаю I и членам царской семьи, серия тарелок «Розы» (1824-1827), подарочные чайные пары с орнаментальной росписью и портретными миниатюрами. Полихромная роспись, цветное крытьё, позолота и роспись золотом превращали бытовые предметы в драгоценные произведения искусства. Однако после кончины Н.Б.Юсупова «живописное заведение» как недоходное было ликвидировано его сыном. Часть художников перешла работать на фаянсовую фабрику, арендованную у Б.Н.Юсупова А.Ф.Ламбером, двенадцать мастеров получили вольную, пятерым предоставлялось право устроиться работать на другие заводы.

 Предметы из ординарного чайного сервиза, Фарфоровый за вод Юсупова. 1820-е гг
Предметы из ординарного чайного сервиза, Фарфоровый за вод Юсупова. 1820-е гг

 Тарелка из серии «Картины герцога Орлеанского». Фарфоровый завод Юсупова. 1829г
Тарелка из серии «Картины герцога Орлеанского». Фарфоровый завод Юсупова. 1829г

Фаянсовая фабрика в Архангельском, в отличие от фарфорового заведения, игравшего роль «диковинки» для удивления и развлечения гостей, была призвана приносить прибыль. Техническое качество фаянса, прогрессивные методы декорирования изделий были на уровне ведущих русских фаянсовых предприятий 1-й пол. XIX века.

 Предметы из чайного сервиза, Фаянсовый завод Юсупова-Ламбера в Архангельском. 1827-1829 гг.
Предметы из чайного сервиза, Фаянсовый завод Юсупова-Ламбера в Архангельском. 1827-1829 гг.

Столярная мастерская в Архангельском выпускала замечательные предметы мебели для загородного и московского дома Юсупова. Это книжные шкафы красного дерева для книг усадебной библиотеки, консольные столы и гостиные столики, мебель для сидения, рамы для зеркал и каминных экранов, золоченые резные рамы для картин из собрания Н.Б.Юсупова.