English  |  Русский

Графика

Коллекция графики в музее-усадьбе «Архангельское» включает миниатюры, рисунки, архитектурные проекты, гравюры русских и западноевропейских мастеров XVI—XX вв., преимущественно из бывшего собрания князей Юсуповых, начале XX столетия юсуповская коллекция, одна из крупнейших в Петербурге, насчитывала, более 3000 рисунков и гравюр, в результате национализации оказавшихся в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина, Лишь небольшая ее часть находится теперь в Архангелъском.

Среди миниатюр преобладают портреты: не позднее 1763 г, Ж.де Сомсуа запечатлел юного Н.Б. Юсупова; в сер, XIX в. Э.П.Рокштуль создал серию изображений представителей юсуповского рода, здесь и легендарный ногайский хан Юсуф, и его дочь Сююмбека, царица Казани. Важной частью графической коллекции являются рисунки европейских мастеров, как приобретавшиеся владельцами Архангельского, так и поступившие в фонд музея из усадеб Остафьево, Никольского-Урюпино, Останкино, Исторического музея и ряда других. Авторами рисунков нередко являлись художники, работы которых были представлены в картинной галерее князей Юсуповых.

Лучшую часть итальянского раздела когда-то составляли произведения венецианцев XVIII в. во главе с отцом и сыном Тьеполо. В музее хранится единственный рисунок Д.Д.Тьеполо с экзотическим сюжетом - «Восточный пейзаж с верблюдами». Отдельные листы с эскизами известных художников-декораторов Д.Валериани, Ф.Бибиены (предположительно), Г.Фуэнтиса и других мастеров представляют театрально-декорационное искусство XVIII - нач. XIX веков. Два эскиза П. ди Готтардо Гонзага раскрывают замысел декораций для театра в Архангельском. Работы известных немецких мастеров И.Барду и А.Молинари представляют портретную галерею князей Голицыных. Замечательны жанровые композиции К.Верне и А.Орловского с фигурами всадников в восточных одеждах. Панорамные пейзажи Архангельского П.Свиньина и А.Корина, которых разделяет целое столетие, сохраняют неповторимый облик знаменитой усадьбы.

Д.Д.Пьеполо. Восточный пейзаж с верблюдами. 2-ая половина XVIII в
Д.Д.Пьеполо. Восточный пейзаж с верблюдами. 2-ая половина XVIII в

С конца XVIII в, на протяжении нескольких десятилетий создавался уникальный Каталог художественного собрания Н.Б.Юсупова. В пяти его томах разместились 848 рисунков с картин, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства.

Целую коллекцию составляют традиционные академические штудии работавшего в Архангельском французского художника Н.де Куртейля: фигуры натурщиков, изображения гипсовых слепков со знаменитых античных памятников. Они предназначались для обучения начинающих крепостных художников.

Неизвестный художник с оригинала П.Батони. Венера и Амур
Неизвестный художник с оригинала П.Батони. Венера и Амур

Исторический интерес представляют рисунки кадетов Сухопутного шляхетного корпуса, который в сер. XVIII в. возглавлял отец Н.Б.Юсупова - князь Борис Григорьевич Юсупов. Необыкновенно трогательны и детские рисунки самого Н.Б.Юсупова, сделанные неуверенной рукой начинающего художника, и его сестер - Елизаветы, Анны и Александры под руководством одного из учителей корпуса.

Кадет Христофор Цейхнер. Пейзаж с вазой на берегу. 1754 г.
Кадет Христофор Цейхнер. Пейзаж с вазой на берегу. 1754 г.

Основная часть графического собрания - архитектурная графика: листы, выполненные западноевропейскими мастерами, работавшими в России, и российскими архитекторами XVIII - XX веков. Исключительную ценность для истории усадьбы представляют чертежи Большого дома, заказанные Н.А.Голицыным в Париже архитектору Герну, проекты Д.Тромбаро и, предположительно, Ф.Петонди, Е.Д.Тюрина. С.П.Мельникова. Более 100 листов несут изображение различных построек усадьбы Архангельское 1-й пол. XIX века.

П.Гонгаза. Эскиз декорации Таверна
П.Гонгаза. Эскиз декорации "Таверна"

Историю создания театра в Архангельском раскрывает ряд чертежей неизвестных архитекторов. Д.Кваренги в 1797 г. и П.Гонзага в 1801 г. выполнили интересные проекты триумфальных арок для коронационных торжеств в Москве, верховным маршалом которых являлся князь Н.Б.Юсупов. Среди работ сер. XIX в. - наброски архитекторов И.Монигетти (дом З.И.Юсуповой в Царском Селе) и Л.Бонштедта (дом Юсуповых на Литейном проспекте в Петербурге). Превосходны по исполнению листы А.Менеласа, запечатлевшего во всех подробностях камерный ансамбль Александрии в Петергофе.

А.А.Менелас. Западный фасад Коттеджа в Александрии (Петергоф) .Проект. 1826-1829 гг
А.А.Менелас. Западный фасад Коттеджа в Александрии (Петергоф) .Проект. 1826-1829 гг

Одним из крупнейших собраний в разделе графики является коллекция гравюры, представленная всеми жанрами: библейский сюжет и аллегорические композиции: портреты российских и европейских монархов; пейзажи и занимательные сценки из народной жизни; лубок и карикатура. Среди многочисленных листов с репродукционной гравюрой образцы оригинальных композиций А.Дюрера, Г.Гольциуса, Д.Вази, К.Висхера, Х.А.Вортмана. Офорты с видами итальянских городов, исполненные Ф. Пиранези и Ж.Л.Депре, Д.Вольпато и Дж.Оттавиани, Р.Моргена и др.. напоминают о многолетних путешествиях Н.Б.Юсупова. Тщательно прописанные гуашью или акварелью, своими размерами они подобны картинам.

Ф.Пиранези. Ж.Л.Депре. Храм Изиды в Помпеях. . 1780-е гг.
Ф.Пиранези. Ж.Л.Депре. Храм Изиды в Помпеях. . 1780-е гг.

О музыкальных пристрастиях Н.Б.Юсупова-младшего повествуют литографированные портреты популярных в свое время исполнителей, композиторов и любителей музыки. Среди них листы, подписанные братьями Г. и И.Венявскими, К.Л. де Берьо, королем Баварии Людвигом I.