English  |  Русский

Скульптура

Архангельское «превосходит все частные замки мраморами и не только числом оных, но и достоинством»,- так писал критик П.П.Свиньин в 1829 ходу. В то время имение украшали свыше 350 скульптур, игравших значительную роль в убранстве интерьеров и парка. Произведения, некогда принадлежавшие князю Н.Б.. Юсупову-старшему, позднее составили основу собрания музея-усадьбы.

Скульптура служила прекрасным декоративным украшением залов дворца, «Каприза» и других построек. Беломраморные статуи и бюсты, установленные на колонках из искусственного мрамора; изящные фигурки патинированной и золоченой бронзы на столах, консолях и каминах, отражаясь в многочисленных зеркалах, дополняли богатую цветовую гамму апартаментов.

Коллекцию музея отличает разнообразие стилей и широкий временной диапазон: с I в. н.э. по XIX век. В ней представлены основные жанры пластического искусства - портретный, исторический, анималистический. Важное значение в подборе памятников имели эстетические пристрастия мецената, его знакомство с ведущими художниками, знание антикварного рынка, а также веяния моды. Именитый сановник длительное время находился в Европе: не случайно в собрании преобладают работы западноевропейских, преимущественно итальянских, мастеров - современников Н.Б.Юсупова.

Князь проявлял характерный для эпохи классицизма интерес к античной культуре. В 1779 г, в Касселе его избрали почетным членом «Общества любителей древности»; в Италии он осматривал археологические находки в Помпеях, Геркулануме и Риме и приобрел для своей коллекции памятники I - III вв. н.э. В Архангельском основная часть «галереи древностей» была размещена в «Антиковом» зале, плоский потолок которого расписали в виде иллюзорного свода в подражание римским архитектурным сооружениям.

Антиковый зал
Антиковый зал

Среди антиков находились «Ганимед с орлом», «Гермес», фигурки путти, пеплохранительница, ступня мужской ноги, не утратившие своей художественной значимости, несмотря на реставрационное вмешательство. Статуя «Амур» отмечена совершенством в передаче пропорций детского тела. Едва заметная улыбка на губах придает лицу выражение оживленности и любопытства.

Шаловливый бог любви держит в руке стрелу - атрибут всесильной власти над людьми и бессмертными небожителями. Подобные статуэтки украшали виллы римской знати или служили приношением в храмы.

Амур I в. н.э.
Амур I в. н.э.

В коллекции скульптуры проявилось и увлечение князя художественной бронзой. Из флорентийской мастерской известного скульптора Дж.Болоньи происходит «Меркурий».

Мастерская Дж.Болоньи. Меркурий. Конец XVI - начало XVII вв.
Мастерская Дж.Болоньи. Меркурий. Конец XVI - начало XVII вв.

Последователю Микеланджело удалось решить сложную композиционную задачу, изобразив посланца Юпитера стремительно взмывающим ввысь. Статуя бога торговли и прибыли принесла славу своему творцу и на столетия превратилась в узнаваемый символ успеха и процветания. Непревзойденный мастер стиля рококо Э.М.Фальконе исполнил небольшую мраморную композицию «Диана-купальщица», которая изображает богиню охоты, пришедшую к источнику в сопровождении маленькой собачки. Мастер искусно превратил юное божество в пленительный женский образ, воплощение юности и грации. Изящная «Диана» является типичным примером камерной пластики стиля рококо, господствовавшего во Франции в середине XVIII века.

В 1757 г, Э.М.Фальконе создал по заказу маркизы Помпадур «Грозящего Амура», имевшего необычайный успех, Вольтер посвятил ему эпиграмму, другой современник отмечал; «Чаще всего попадаешь на фальконетова мальчишку, - где его не встретишь», В Архангельском хранятся две гипсовые отливки, сделанные по этой модели.

Небывалый спрос эпохи классицизма на памятники античного искусства способствовал массовому воспроизведению наиболее популярных оригиналов. Музей обладает первоклассными мраморными и бронзовыми скульптурами, созданными в кон. XVIII -нач. XIX столетия видными авторами - Ф.Франки, Дж.Дзоффоли, А.Триппелем и неизвестными мастерами. Среди копий - «Венера Медицейская», «Купающаяся Афродита», «Артемида с ланью», «Аполлон Бельведерский», «Эрот Ватиканский», Римский бронзовщик Ф.Ригетти исполнил уменьшенные отливки «Диоскуров»: фигуры из темной бронзы эффектны рядом с колоннами светлого мрамора. Укротители коней Кастор и Поллукс всегда были неразлучны, взаимная преданность близнецов стала олицетворением мужской верности и дружбы.

Диоскуры, 1783 гДиоскуры, 1783 г
Диоскуры, 1783 г

Н.Б.Юсупов гордился знакомством с прославленным итальянским скульптором Антонио Кановой: шедевры мастера «Амур и Психея» и «Крылатый Амур» были установлены в специально созданной во дворце «Амуровой комнате» (ныне оба в Государственном Эрмитаже).


В Архангельском находятся два оригинала мастера: проникнутый олимпийским спокойствием «Парис» и «Портрет мадам Рекамье» в образе Беатриче из поэмы Данте «Божественная комедия». Как и большинство произведений мэтра, они отличаются тщательной проработкой деталей, тончайшей моделировкой поверхности мрамора. Изображая реальную модель и мифологического героя, Канова использует одинаковые приемы в трактовке лиц своих персонажей, несколько утрируя античные каноны.

К. Альбачини. Портрет императора Петра I. 1770-1780-е гг.
К. Альбачини. Портрет императора Петра I. 1770-1780-е гг.

К. Альбачини. Портрет императрицы Екатерипы II. 1770-1780-е гг
К. Альбачини. Портрет императрицы Екатерипы II. 1770-1780-е гг

Традиционными для дворянских усадеб были собрания портретов. Наличие в них изображений французских просветителей свидетельствовало о приверженности владельцев передовым европейским идеям. Н.Б.Юсупов обладал двумя изображениями Ж.Ж.Руссо: мраморным бюстом работы Ж.Б.Лемуана (1766} и фигурой в натуральную величину из папье-маше. Неизвестный мастер повторил композицию рисунка Ж.М.Моро-младшего «Последние слова Руссо». Скульптура (обманка, или «кукла») философа, находившаяся постоянно в библиотеке князя, уникальна: подобных фигур до нашего времени сохранилось очень мало. В Императорском зале дворца наряду с живописным полотном «Александр I со свитой» А.Ф.Ризенера и Ж.Д.Свебаха размещалась скульптурная галерея российских монархов, видимо, самая значительная среди частных собраний. Она символизировала преданность хозяина Архангельского и его предков династии Романовых. Официальное назначение зала подчеркивали восемь строго симметрично расставленных бюстов: два парных портрета резца К.Альбачини - Петра I (восходит к оригиналу Б.К.Растрелли) и Екатерины II (скопирован с работы Ф.Т.Шубина); изображения императоров Павла I, Александра I, Николая I и их супруг исполнили Ж.Д.Рашетт, Л.М.Гишар, Х.Д.Раух, П.Норманов и др. Для жилых покоев предназначались камерные гипсовые барельефы Ф.Титова с фамильными портретами. Среди них - портрет самого Н.Б.Юсупова-старшего в возрасте пятнадцати лет в чине подпоручика Лейб-гвардии конного полка, его матери и сестер.

Ф.Титов. Портрет Н.Б.Юсупова. 1765г.
Ф.Титов. Портрет Н.Б.Юсупова. 1765г.

Особой художественной ценностью обладает гипсовый бюст князя, выполненный прославленным русским скульптором И.П.Витали. «Старый скептик и эпикуреец Юсупов, приятель Вольтера и Бомарше, Дидро и Касти...» изображен в парадном мундире с регалиями и орденами, полученными им за долгую «беспорочную службу Государю и Отечеству». Ваятель создал тонкий психологический портрет умного, проницательного, умудренного жизнью человека, с иронией взирающего на окружающий его мир. Несомненно, это одна из лучших работ Витали.

Витали. Портрет Н.Б.Юсупова. 1830-е гг
Витали. Портрет Н.Б.Юсупова. 1830-е гг

Коллекция интерьерной скульптуры музея-усадьбы «Архангельское» как и прежде включает немалое количество произведений высокого художественного достоинства.