English  |  Русский

Зарубежный фарфор

Зарубежный фарфор В XVIII столетии фарфор привлекал внимание многих богатых русских вельмож, он отвечал утонченным вкусам просвещенных слоев русского общества. В России ХIХ в. фарфоровые вещицы и посуду стали шире использовать в убранстве интерьеров, сервировке праздничных столов богатого дворянства. Фарфор украшал столичные апартаменты знати и залы загородных усадебных дворцов, был предметом гордости и привлекал внимание коллекционеров. В интерьерах часто сосуществовали изделия разных эпох и регионов.

Фарфор, бытовавший в столичных особняках и усадебных дворцах, разнообразно представлен в музейной коллекции. Это светильники и декоративные изделия (вазы, фигуры и т. п.), украшавшие парадные апартаменты, посуда, служившая для сервировки стола каждый день и по особо торжественным случаям: столовые и чайно-кофейные сервизы. В фонде музея-усадьбы <эАрхангельское> представлены интересные с художественной точки зрения фарфоровые изделия Дальнего Востока (Китай, Япония) XVII - XIX вв. и Западной Европы середины XVIII - XIX веков (декоративные изделия, чайные сервизы, и столовая посуда Мейсена, Берлина и Дрездена, Севра и Парижа, Вены и Неаполя).

Зарубежный фарфор Во дворце и флигелях усадьбы Архангельское в 1820 - 1830-х гг., судя по описям того времени, находилась коллекция из 33 декоративных предметов восточного фарфора, в которую входили и китайские, и японские изделия - вазы, цветники, большие блюда и чаши. Дорогой китайский и японский фарфор в XVIII веке и в Западной Европе, и в России был, прежде всего, объектом коллекционирования. Таинственность происхождения в первое время рождала легенды о чудодейственных свойствах фарфора, ему отводилось почетное место в парадных интерьерах - наряду с лучшими произведениями старинной живописи.

В Архангельском в 1810-1820-е гг. китайские вазы находились в картинной галерее в западном флигеле дворца. Изделия китайских мастеров, по всей вероятности, начали покупать еще в начале XVIII века дед и отец Н. Б. Юсупова. Интерес к восточному искусству проявлял и сам князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831). В его архиве найдены счета за 1810 год на покупку японских фарфоровых ваз.

В парадных залах большого дома усадьбы Архангельское и помещении картинной галереи находилось более 20 изделий работы европейских заводов: декоративные вазы и кувшины в бронзовой оправе, вазы, приспособленные под светильники, фарфоровая пластика из бисквита, барельефная композиция для камина. Посудные шкафы буфетной князя Юсупова были наполнены севрским и саксонским фарфором, английским фаянсом и хрусталем. К моменту создания музея в усадьбе сохранилась лишь скромная часть фарфорового изобилия, о котором можно судить по странным описям князей Юсуповых.

Зарубежный фарфор Эти вещи составили основу музейной коллекции. В 1920-е годы собрание фарфора пополнилось поступлениями из бывшего имения князей Голицыных Никольское-Урюпино. Среди них были изделия частных фарфоровых мануфактур Парижа первой трети XIX века. В начале 1930-х гг. Музей керамики передал в Архангельское интересные образцы западноевропейской фарфоровой пластики (главным образом, статуэтки и композиции Мейсенской мануфактуры).

Итак, фарфоровая посуда зарубежного происхождения была важной частью быта русского вельможи, без неё немыслима была сервировка парадного стола и в столице, и в усадьбе; фарфор был предметом гордости владельца и частью убранства интерьера. Более того, интерес к европейскому фарфору, желание иметь посуду не хуже заморской провоцировали создание собственных <эпорцелиновых заведений> в русских усадьбах. Ярким примером этого был фарфоровый завод князя Юсупова в Архангельском.

Н. Бережная