Два выходных дня, 2-3 июня в подмосковной усадьбе «Архангельское» проходил IV традиционный open-air фестиваль «Усадьба.Джаз». Дворец Юсуповых на берегу Москвы-реки, одно из самых красивых мест Подмосковья, куда привозят даже друзей из Петербурга, был отдан во владения музыке.
В этом году организаторы впервые заявляли фестиваль как международный, обещая как известных зарубежных исполнителей, таких как Феликс Лахути, Нино Катамадзе, Paolo Fresu, так и пока не таких популярных, но от того не менее ожидаемых Life is not a picnic (все-таки именно эту группу представляет Департамент культуры Франции). И, конечно, все любители джаза с нетерпением ожидали выступления закрывавших фестиваль Avishai Cohen трио (площадка «Аристократ») и Marcus Miller Band («Партер»). Организаторы не просто ориентируются на уровень лучших международных фестивалей джаза, но и надеются стать через несколько лет в один ряд с ними. И, надо признать, у них есть на это все основания.
Да, конечно, популярность фестиваля обгоняет возможности организаторов: инфраструктура явно не справлялась с таким количеством посетителей. Ведь сложно сделать так, чтобы фестиваль не только понравился и запомнился участникам (все-таки, несмотря на принцип организаторов не повторяться, многих из выступавших хочется услышать и в следующем году), но и стал настоящим комфортным отдыхом для нескольких тысяч посетителей. Отсюда огромные очереди (на вход, на парковку, за хот-догами и в туалет), которые стали серьезной проблемой для многих приехавших отдохнуть.
Кроме того, не вполне была продумана система переходов между площадками (отчасти виной тому реставрационные работы во дворце): не очень удобно пробираться к площадке «Аристократ» через гору щебенки или каждый раз обходить поле, чтобы попасть в «Партер». Но, думается, что те, кого это не испугало, все-таки не пожалели, что приехали. Тем более, что и погода, как и обещали организаторы, не подвела: жара спала, стояла теплая и ясная погода начала лета.
Пожалуй, истинные ценители и знатоки могут порассуждать о судьбах джаза в России (может ли вообще в нашей бескрайней холодной стране быть такая страстная ритмичная музыка?), о границах жанра, о нехватке техники у одного, харизмы у другого и переизбытке четвертой ступени у всех остальных. Можно было бы говорить о не всегда совершенно удовлетворительном качестве звука. Но, кажется, в данном случае не это имеет решающее значение. В некотором смысле это праздник для всех, и если каждый нашел музыку в ритме своего сердца, можно говорить, что и фестиваль удался.
В первый день выступали заводные, артистичные, веселые Life is not a picnic, а закрывала «Партер» популярная и любимая Нино Катамадзе. Вечером второго дня Маркус Миллер поднимал тысячную аудиторию словно на гребень волны, а затем обрушивал вниз или, наоборот, медленно опускал, чтобы затем, через минуту, опять начать взлет. И в то же время тонкий, интеллектуальный, невероятно техничный Авишай Коэн противопоставлял чувственность своего исполнения страстности Миллера. Музыка для всех и элитарный джаз.
Поэтому через год надевайте китайский шелк и пейте шампанское в академическом «Аристократе» (на небольшую площадку, расположенную во внутреннем дворе дворца, билеты были распроданы сильно заранее), легкие льняные платья прекрасно подойдут для танцев в «Капризе», по дороге на сцену «Лаунж» нарвите с веток ярких апельсинов для себя и для друзей, наслаждайтесь музыкой всей семьей или компанией в «Партере». Слушайте джаз.