English  |  Русский

Новости 2005

Масленица

18 февраля 2005

7-13 марта 2005 года - "Масленица" в Архангельском. Смотрите афишу на сайте.

Жизнь в усадьбе 2004 (#4)

25 января 2005

Вышел новый номер журнала Жизнь в усадьбе. Тема номера: "Сказание о граде Калязине".

Курсы подготовки экскурсоводов

25 января 2005

Государственный музей-усадьба «Архангельское» приглашает на платные курсы подготовки экскурсоводов.
Занятия 2 раза в неделю в помещении Совета Ветеранов (Ильинское шоссе, д.6) с 15 февраля по 30 апреля 2005 г.

Телефон для справок: 363-13-75.

Кризис в «Архангельском»

5 января 2005

Усадьба «Архангельское» – одна из самых знаменитых среди сохранившихся подмосковных усадеб, является уникальным памятником истории, культуры, архитектуры и садово-паркового искусства эпохи классицизма.

Территория и архитектурный ансамбль усадьбы формировались на протяжении около 250 лет (конец XVII – начало XX веков). В период с 1918 года территория усадьбы неуклонно сокращается за счет передачи исторических земель усадьбы под застройку различным организациям и частным лицам. К концу 1990–х годов создалась угроза необратимой утраты территории усадьбы как единого ландшафтного, исторического и культурного комплекса.

Впервые правовая основа для защиты территории этого уникального памятника появилась в 2001 году, с принятием Правительством Московской области Постановления № 156/18 от 30.05.2001 г. «Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры – ансамбля усадьбы «Архангельское» Красногорского района».

Созданный в июне 2002 г. Попечительский совет Государственного музея-усадьбы «Архангельское», в который вошли директора крупнейших российских музеев, видные экономисты, авторитетные представители культуры и искусства, общественные деятели, с первых дней своей работы поставил перед собой задачу привлечь внимание общественности и властных структур всех уровней для решения следующих основных задач:

  • остановить процесс передачи исторических земель усадьбы лицам и организациям, не связанным с деятельностью музея-усадьбы «Архангельское»;
  • восстановить целостность территории усадьбы как единого исторического и хозяйственного комплекса;
  • реставрировать исторические объекты и создать развитую инфраструктуру для осуществления научной и культурно-просветительской деятельности музея, а также обеспечения приема и обслуживания посетителей усадьбы на высоком современном уровне.
В этой связи Попечительский совет обратился к Президенту и Правительству Российской Федерации, а также к Губернатору Московской области и Министру культуры РФ и получил необходимую поддержку.

В 2003-2004 г.г. в несколько раз по сравнению с предыдущими годами увеличилось финансирование из федерального бюджета ремонтных и реставрационных работ исторических объектов усадьбы. Завершается реставрация театра Гонзаго. Разработана комплексная программа развития музея и концепция создания комплекса по приему и обслуживанию посетителей усадьбы.

Однако, до настоящего времени не прекращаются попытки перераспределения земель в границах территории памятника и его охранной зоны, чему способствует отсутствие решения главной проблемы усадьбы – восстановление целостности ее исторической территории и завершение правового оформления ее целевого использования в соответствии с действующим законодательством в области охраны памятников.

В течение более двух лет музей безуспешно пытается реализовать положения упомянутого Постановления Правительства Московской области и Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», прямо предписывающих перевод всех земель, в границах территории памятника, в земли историко-культурного назначения и четко устанавливающих режим их использования.

Все попытки музея в этом направлении, все обращения Попечительского совета музея и Министерства культуры РФ к руководству области блокирует глава администрации Красногорского района Б.Е.Рассказов. За все это время так и не проведена инвентаризация земель, входящих в границы территории памятника, что не позволяет оформить предусмотренные законодательством решения.

Кому выгодно состояние мутной воды в этом вопросе?

Попечительский совет убеждает главу администрации в том, что создание музейного комплекса не только задача сохранения национальной культуры, но и выгодное для района дело, которое значительно пополнит бюджет района, решит вопросы занятости, воспитания и досуга красногорцев. Казалось бы, на стороне этих доводов и здравый смысл, и Закон. Но понимания у Рассказова Б.Е. почему-то они не встречают.

Причина проста. Что выгодно лично чиновникам? Заниматься хлопотным делом создания музейного комплекса или передать земли под строительство коттеджей? Вопрос риторический.

Именно поэтому решение проблем музея-усадьбы блокируется со всем бюрократическим мастерством, а решения, противоречащие здравому смыслу, целесообразности и действующему законодательству принимаются на удивление быстро и в полной тишине.

В течение более двух лет Б.Рассказов вопреки упомянутому Постановлению Правительства Московской области пытается передать пустыри, площадью около 73 га, примыкающие к границам памятника и предназначенные для нужд музея, «дружественной» ему компании «Найсленд» для строительства жилья. Эти земли закреплены за организацией Министерства обороны и попытки Рассказова тихо переоформить эти федеральные земли до сегодняшнего дня не увенчались успехом, хотя все необходимые документы и в районе, и в области оформлены им полностью. Помешали Рассказову Министерство культуры РФ, так как эти земли находятся в охранных зонах памятника, и Министерство обороны, заявившее свои права на эти земли.

Но успокаиваться на этом Б.Рассказов не собирается. Он вновь пытается передать земли строителям коттеджей, но уже непосредственно в границах памятника. При этом соблюдать законы, согласовывать свои действия с органами охраны памятников он уже не собирается – мнение Минкультуры он и так хорошо знает.

Как сегодня выясняется, с мая 2003 г., блокируя рассмотрение Концепции создания комплекса музея-усадьбы, представленной Попечительским советом музея, федеральные, областные и районные чиновники спешно и секретно готовили решения по разрушению этого комплекса.

В ансамбль усадьбы «Архангельское» входят рощи, находящиеся сегодня в лесном фонде спецлесхоза «Красногорский» (Опалиховский лесопарк):

  • Прусская роща (квартал 40), Апполонова и Горятинская рощи (квартал 41) – здесь расположен театр Гонзаго – единственное сохранившееся на территории России здание усадебного театра XIX века;
  • Рощи Лохина острова (кв. 42, 43, 44), которые создают ценнейший ландшафтный видовой комплекс, составляющий славу усадьбы.
Все эти участки находятся в границах территории памятника. В соответствии с Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на этой территории запрещается проектирование и проведение землеустроительных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного памятника.

Тем не менее, именно эти исторические рощи усадьбы и стали объектом вожделений предприимчивых строителей коттеджей. С принятием нового лесного кодекса появились возможности их приватизации. Схема уже опробована. Сначала надо взять лес в аренду под любые возможные цели, затем законодательство разрешает застроить часть лесного участка, а заключительная стадия – выкуп земли.

С такой четко поставленной целью и взялись за дело, иначе зачем серьезным государственным мужам вдруг захотелось передать ценнейшие исторические лесные угодья для культурно-оздоровительных и спортивных целей.

12 мая 2003 г. Гаранькин Н.В., начальник Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Московской области издает приказ «О мерах по соблюдению лесного законодательства», который открыл процедуру организации лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда, в том числе входящих в территорию памятника истории и культуры – усадьбы «Архангельское».

Чтобы этому «благородному» делу не мешал Красногорский спецлесхоз, относящийся к главному управлению «Московское городское управление лесами» Правительства г.Москвы и Федеральной службы лесного хозяйства России, и в ведении которого находились нужные участки леса, Гаранькин поручает заключение договора аренды по итогам лесных конкурсов в Красногорском районе послушному ему ФГУ «Истринский лесхоз». По иску Красногорского спецлесхоза Арбитражный суд Московской области 24 ноября 2003 г. вынес определение приостановить действие этого приказа в части наделения Истринского лесхоза полномочиями по заключению договоров аренды на участки леса Красногорского спецлесхоза. Но, как выяснилось позже, Гаранькин и не собирался выполнять это определение Суда.

Кто же выступил инициатором выставления на лесной конкурс исторических рощ усадьбы «Архангельское»? Все тот же глава района Б.Е.Рассказов.

Интересно, что в октябре 2003 г. в районной газете «Красногорские вести» член Попечительского совета музея, депутат Мособлдумы Алексей Горовой вел с Борисом Рассказовым открытую дискуссию, обвиняя главу района в умышленном затягивании решений по проблемам усадьбы «Архангельское». На что Б.Рассказов публично отвечал в газете, что «вопросы сохранения и развития этого уникального памятника всегда находятся в поле зрения администрации района». По-другому глава и не мог ответить – в декабре в районе должны были пройти выборы. Знай красногорцы истинные намерения и дела Б.Рассказова – избрали бы они его главой района?

9 декабря 2003 г. Министр экологии и природопользования Московской области Алла Качан подписывает распоряжения о выставлении на лесной конкурс на право аренды предложенных Рассказовым участков общей площадью 46 га для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. При этом в распоряжении указывается, что оно выпущено в соответствии с Законом Московской области «О порядке пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей в Московской области», принятом 26 июля 2003 г.

Открываем Закон и на первой же его странице видим:

Статья 1 пункт 3 «Для рекреационных (т.е. культурно-оздоровительных, туристических и спортивных) целей не предоставляются: … леса, имеющие научное и историческое значение».

Таким образом, распоряжения А.Качан прямо противоречат упомянутым Федеральному Закону, Закону Московской области и Постановлению Правительства Московской области.

Подготовка и проведение конкурса невозможны без архитекторов и чиновников от архитектуры районного и областного уровней. Участки нужно спроектировать, однако Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» прямо запрещает проектирование и ведение любой хозяйственной деятельности на территории памятника, кроме деятельности по сохранению самого памятника, и то только по согласованию с органами охраны памятников.

И все же НИиПИ градостроительства и «Мослеспроект» решаются разработать необходимые заключения по проектируемым участкам, из которых следует, что выставляемые на конкурс участки, могут быть использованы в рекреационных целях, «что будет являться логической формой лесопользования» - в один голос заявляют эти проектировщики. На согласование в органы охраны памятников эти заключения конечно не выносятся. Районный архитектор М.В.Фалькова незаконное градостроительное заключение согласовывает. А то, что эти действия противоречат федеральному и областному законодательству, совесть архитекторов не тревожит.

Случайно узнав о планируемой акции, директор музея-усадьбы «Архангельское» Длугач В.В. направляет в октябре 2003 г. Гаранькину Н.В. письмо, в котором категорически возражает против выставления на лесной конкурс участков леса, входящих в границы территории памятника, где находится уникальный театр Гонзаго XIX века и сам лес – исторические рощи, названные при князе Юсупове «Аполонова» и «Горятинская», составляют единый архитектурный и природный комплекс усадьбы. В этом же письме музей предлагает передать эти леса музею для ведения научно-исследовательской и лесоохранной деятельности без застройки. Такое использование территории памятника полностью соответствует законодательству и здравому смыслу, но это не входит в планы чиновников – письмо остается без ответа, а вместо этого к директору музея приходят какие-то странные люди, которые доходчиво объясняют, что он занял неправильную позицию.

Чтобы проведению конкурса не мешали музей и органы охраны памятников, их просто не включают в конкурсную комиссию, которую возглавил А.Красиков, заместитель А.Качан, а чтобы не мешала общественность, не выносят этот вопрос на общественное обсуждение. То, что это прямо противоречит Земельному и Лесному кодексам РФ, видимо никак не заботит Гаранькина Н.В., Рассказова Б.Е., а также областных и районных чиновников.

Для завершения создания обстановки секретности, так необходимой организаторам конкурса, в музей приходит письмо от 19 декабря 2003 г., в котором Богомолов И.Л., заместитель Гаранькина сообщает, что вопросы аренды участков леса по данной территории временно приостановлены. Музей успокаивается, а 15 января 2004 года лесной конкурс проводится, хотя по закону о нем надо публично сообщать за 30 дней.

Участки леса вокруг театра Гонзаго получили: ООО «Эрликон груп» (Одинцово), ООО «Облстройуниверсал» (Одинцово) и ООО «Парк «Архангельское» (Красногорск). Судя по напористости этих компаний обществу следует ожидать в ближайшее время вокруг театра заборы и строения, если незаконно заключенные договора не будут расторгнуты.

Вообще у чиновников к историческим памятникам в Красногорском районе особое отношение – опыт по их уничтожению накапливается, жаль только больше серьезных памятников уже скоро не останется.

Судьбы исторических усадеб в Красногорском районе «Никольское-Урюпино» и «Архангельское» очень схожие. После революции они попали в ведение военных. Главный дом усадьбы в «Никольское-Урюпино» приспособили под танковые мастерские, а «Архангельское» под военный санаторий.

Шло время, здания без должного ремонта и содержания ветшали, и военные от них отказались, оставив за собой объекты, не требующие особого ремонта, и ценные земли, скромная часть из которых пошла под застройку дач для генералов и маршалов.

А вот администрация Красногорского района не промахнулась. В бурные 90-ые годы противоположный от дворца в «Никольское-Урюпино» берег пруда был оперативно застроен коттеджами, и усадьба утратила ценность архитектурно-ландшафтного ансамбля. Скандалы были вокруг передачи Брынцалову объектов усадьбы и близлежащей территории, а тот факт, что усадьба потеряла свой ценнейший видовой ландшафтный комплекс, никого не озаботил. Так тихо заканчивает свое существование ценнейший памятник истории и культуры, прекрасный архитектурно-ландшафтный и природный ансамбль XVIII века - усадьба «Никольское-Урюпино» князей Голицыных.

Аналогичная судьба ждет и усадьбу «Архангельское», если общество не сможет отстоять ее от напористых бизнесменов и нечистых на руку чиновников. Сначала от усадьбы отрежут ее еще оставшиеся исторические рощи. Затем на прекрасных перспективах, открывающихся от Дворца, появятся коттеджи. Затем …..

По существу общество сталкивается сегодня с проблемой изъятия из общественного оборота и утраты ценнейших исторических достопримечательных мест. Вместо того, чтобы создавать инфраструктуру и системно осваивать новые территории, администрации всех уровней варварски используют наследие, созданное стараниями наших предков и по праву принадлежащее всему обществу.

Это конфликт интересов общества и отдельных его членов. И конфликт этот не только хозяйственный, но и нравственный.

Беда в том, что государство сегодня вкладывает значительные средства из федерального бюджета, т.е. деньги всех россиян, чтобы восстановить исторические объекты «Архангельского», а чиновники среднего звена в это же время делают все, чтобы уничтожить этот исторический ансамбль. В свою очередь предприниматели стимулируют разрушительную деятельность чиновников, не задумываясь о том времени, когда все такие территории будут застроены. Где тогда будут гулять их дети, и какими словами будут вспоминать они деяния своих родителей?

Попечительский совет музея-усадьбы «Архангельское» обратился к действующим лицам этой истории с требованием восстановить законность и прекратить попытки, разрушающие целостность ансамбля усадьбы. Проблемы усадьбы стали предметом рассмотрения на заседании Федерального научно-методического совета по сохранению памятников культуры Министерства культуры РФ, который утвердил комплекс неотложных мер по обеспечению целостности территории исторического ансамбля. Федеральные и областные органы охраны памятников в соответствии с Законом направили Гаранькину предписания приостановить незаконные действия и представить все документы, относящиеся к этому незаконному конкурсу. Ответа нет.

Видимо, последнее слово в этой истории должен сказать губернатор Громов Б.В., новые министры Трутнев Ю.П., Соколов А.С., а также Генеральная прокуратура. А может быть и лично Президент В.В.Путин, к которому вновь обратился Попечительский совет музея.

Состав Попечительского совета Музея-усадьбы "Архангельское"

Сопредседатели Совета:1. Бэлза Святослав Игоревич Литературный и музыкальный критик, телеведущий
2. Калягин Александр
Александрович Председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации, художественный руководитель театра "Et-cetera", член Президентского Совета по культуре
3. Кудрявцев Александр Петрович Президент Российской академии архитектуры и строительных наук, Президент Московского архитектурного института, член Президентского Совета по культуре
4. Матвеев Олег Ефимович Председатель Правления Московского Английского клуба
5 Пиотровский Михаил Борисович Президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа, член Президентского Совета по культуре

Члены Совета:6. Антонова Ирина Александровна Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
7. Вольский Аркадий Иванович Президент Российского союза промышленников и предпринимателей
8. Вишневская Галина Павловна Художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской
9. Горовой Алексей Александрович Депутат Московской областной Думы
10. Гусев Владимир Александрович Директор Государственного Русского музея
11. Дружинина Светлана Сергеевна Кинорежиссер
12. Захаров Марк Анатольевич Художественный руководитель Московского театра Ленком
13. Ростропович Мстислав Леопольдович Музыкант, дирижер
14. Рязанов Эльдар Александрович Кинорежиссер
15. Нечаев Андрей Алексеевич Президент Российской финансовой корпорации
16. Ширвиндт Александр Анатольевич Художественный руководитель Московского Академического театра Сатиры
17. Шмелев Николай Петрович Директор института Европы РАН, писатель, экономист
18. Шумейко Владимир Филиппович Председатель Совета Федерации первого созыва, Председатель Совета директоров Банка "Москва"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации 24 мая 2002 года
14 июня 2002 года

Статья 35. Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

1. Проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном в пункте 4 настоящей статьи.

2. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

3. Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

4. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляются:
в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Статья 36. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ
1. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, и при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

2. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.
Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
25 июня 2002 года
N 73-ФЗ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
107808, ГСП, г.Москва, Б-78, проспект Академика Сахарова, д.18

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Москва Дело № А41-К2-15124/03

«24» ноября 2003 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Козлова Р.П.
рассмотрев дело по иску Специализированного лесхоза «Красногорский» ГУ «Московское городское управление лесами» Правительства г.Москвы и Федеральной службы лесного хозяйства России
к Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по МО
3-е лицо – ФГУ «Истринский лесхоз»
по ходатайству истца о приостановлении действия Приказа Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Московской области № 54-п от 12.05.2003 г. «О мерах по соблюдению лесного законодательства».

Руководствуясь ст.ст. 90, 91, п.3 ст.199, 159, 184-188 АПК РФ, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:
До принятия решения по делу о признании недействительным п.1. Приказа №54-п от 12.05.2003 г. в части наделения Истринского лесхоза полномочиями по заключению договоров аренды участков лесного фонда для одного или нескольких видов лесопользования, на условиях и в порядке предусмотренном законодательством РФ, на территории Красногорского спецлесхоза и усиления контроля за использованием договоров аренды на указанной территории, приостановить действие п.1 Приказа Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Московской области № 54-п от 12 мая 2003 года «О мерах по соблюдению лесного законодательства» в части наделения Истринского лесхоза полномочиями по заключению договоров аренды участков лесного фонда для одного или нескольких видов лесопользования, на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на территории Красногорского спецлесхоза и усилении контроля за использованием договоров арены на указанной территории.
СУДЬЯ Р.П. Козлов

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 2/ИЛ ОТ 27.02.2004 Г. ЗАСЕДАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО СОХРАНЕНИЮ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ (ФНМС). Председатель - Комеч А.И. – Заместитель Председателя ФНМС, директор Государственного института Искусствознания, доктор искусствоведения
Сопредседатель - Щенков А.С. – Председатель подсекции ФНМС «Исторические города», зав. кафедрой МАРХИ, доктор архитектуры
Секретарь - Завьялова Н.И. – ученый секретарь, Секции «Историко-культурные, заповедные территории ФНМС, ст.н.с. Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, кандидат архитектуры.

РЕШИЛИ:
1. Ходатайствовать перед Министерством культуры РФ о подготовке решения Правительства РФ об отнесении территории памятника дворцово-паркового искусства XVIII-XIX вв. ансамбля усадьбы Архангельское к землям историко-культурного назначения.

2. Для создания условий для оперативной охраны памятника выйти в Правительство РФ с ходатайством о реорганизации ГМУ «Архангельское» в музей-заповедник с определением границ его территории.

3. В целях обеспечения целостности территории памятника дворцово-паркового искусства XVIII-XIX вв. ансамбля усадьбы Архангельское и ее зон охраны и организации музейной деятельности с созданием инфраструктуры для приёма и обслуживания посетителей рекомендовать Минкультуры РФ:

3.1. В соответствии с действующим законодательством принять срочные меры по приостановке всех проектных, землеустроительных и иных работ, связанных с организацией лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда в границах территории памятника дворцово-паркового искусства XVIII-XIX вв. ансамбля усадьбы Архангельское.

3.2. Считать целесообразным поддержать предложение об использовании территории зоны регулирования застройки в северо-восточной части для создания Многофункционального рекреационного комплекса музея-усадьбы «Архангельское».

4. Разработать и принять систему правовых решений Правительства РФ, Правительства Московской области и Администрации Красногорского района:
по переводу земель в границах территории памятника дворцово-паркового искусства XVIII-XIX вв. ансамбля усадьбы Архангельское в категорию земель историко-культурного назначения;
по передаче всех земель в границах территории памятника в пользование и оперативное управления ГМУ «Архангельское». Председатель - Комеч А.И.
Сопредседатель - Щенков А.С.
Ученый секретарь - Завьялова Н.И.