English  |  Русский

Новости

Посмотреть афишу ближайших событий

 

Выставка "Подарок к рождеству"

11 декабря 2009

Подарок к Рождеству - что может быть милее традиции, сближающей поколения и побуждающей лучшие человеческие чувства! В пору зимних праздников посетителям музея дарят своё искусство мастера самых известных и самых старых промыслов Подмосковья.

Неизменно выразительна традиционная богородская игрушка - неокрашенные деревянные фигурки людей и животных, композиции из крестьянской жизни, сказочные образы, радующие глаз уже около 350 лет.

В окрестностях Гжели Раменского района керамику изготавливали с XVIII века. В XIX веке здесь сложилось производство фарфора, фаянса и полуфаянса.

В деревне Жостово и соседних селениях Мытищинского района народный промысел возник в первой половине XIX века: подносы различных форм с яркими букетами и гирляндами неразрывно связаны с традицией русского чаепития, гостеприимного застолья.

Павловский Посад славится нарядными платками с печатным авторским рисунком с конца XVIII века. Красочный цветочный орнамент отличается тончайшей разработкой, число тонов в рисунке достигает тридцати, пышное растительное убранство неподвластно смене сезонов.

С 1795 года известен и Федоскинский промысел. Мастерство художников превращает поверхность шкатулок или декорированных плакеток в пространственные картины, в которых традиции народной эстетики переплелись с уроками академического искуства. Каждое изделие уникально, способно украсить любую частную колекцию или стать семейной реликвией.

Очередной джаз в Архангельском

06 июня 2007

Два выходных дня, 2-3 июня в подмосковной усадьбе «Архангельское» проходил IV традиционный open-air фестиваль «Усадьба.Джаз». Дворец Юсуповых на берегу Москвы-реки, одно из самых красивых мест Подмосковья, куда привозят даже друзей из Петербурга, был отдан во владения музыке.

В этом году организаторы впервые заявляли фестиваль как международный, обещая как известных зарубежных исполнителей, таких как Феликс Лахути, Нино Катамадзе, Paolo Fresu, так и пока не таких популярных, но от того не менее ожидаемых Life is not a picnic (все-таки именно эту группу представляет Департамент культуры Франции). И, конечно, все любители джаза с нетерпением ожидали выступления закрывавших фестиваль Avishai Cohen трио (площадка «Аристократ») и Marcus Miller Band («Партер»). Организаторы не просто ориентируются на уровень лучших международных фестивалей джаза, но и надеются стать через несколько лет в один ряд с ними. И, надо признать, у них есть на это все основания.

Да, конечно, популярность фестиваля обгоняет возможности организаторов: инфраструктура явно не справлялась с таким количеством посетителей. Ведь сложно сделать так, чтобы фестиваль не только понравился и запомнился участникам (все-таки, несмотря на принцип организаторов не повторяться, многих из выступавших хочется услышать и в следующем году), но и стал настоящим комфортным отдыхом для нескольких тысяч посетителей. Отсюда огромные очереди (на вход, на парковку, за хот-догами и в туалет), которые стали серьезной проблемой для многих приехавших отдохнуть.

Кроме того, не вполне была продумана система переходов между площадками (отчасти виной тому реставрационные работы во дворце): не очень удобно пробираться к площадке «Аристократ» через гору щебенки или каждый раз обходить поле, чтобы попасть в «Партер». Но, думается, что те, кого это не испугало, все-таки не пожалели, что приехали. Тем более, что и погода, как и обещали организаторы, не подвела: жара спала, стояла теплая и ясная погода начала лета.

Пожалуй, истинные ценители и знатоки могут порассуждать о судьбах джаза в России (может ли вообще в нашей бескрайней холодной стране быть такая страстная ритмичная музыка?), о границах жанра, о нехватке техники у одного, харизмы у другого и переизбытке четвертой ступени у всех остальных. Можно было бы говорить о не всегда совершенно удовлетворительном качестве звука. Но, кажется, в данном случае не это имеет решающее значение. В некотором смысле это праздник для всех, и если каждый нашел музыку в ритме своего сердца, можно говорить, что и фестиваль удался.

В первый день выступали заводные, артистичные, веселые Life is not a picnic, а закрывала «Партер» популярная и любимая Нино Катамадзе. Вечером второго дня Маркус Миллер поднимал тысячную аудиторию словно на гребень волны, а затем обрушивал вниз или, наоборот, медленно опускал, чтобы затем, через минуту, опять начать взлет. И в то же время тонкий, интеллектуальный, невероятно техничный Авишай Коэн противопоставлял чувственность своего исполнения страстности Миллера. Музыка для всех и элитарный джаз.

Поэтому через год надевайте китайский шелк и пейте шампанское в академическом «Аристократе» (на небольшую площадку, расположенную во внутреннем дворе дворца, билеты были распроданы сильно заранее), легкие льняные платья прекрасно подойдут для танцев в «Капризе», по дороге на сцену «Лаунж» нарвите с веток ярких апельсинов для себя и для друзей, наслаждайтесь музыкой всей семьей или компанией в «Партере». Слушайте джаз.

Выставка "Русский Фарфор"

29 апреля 2009

К юбилею фарфорового заведения Музей-усадьба "Архангельское" совместно с ведущими музеями России - Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, ГМЗ "Павловск", ГМЗ "Петродворец", Государственным Историческим музеем, Государственным музеем А.С. Пушкина, Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства и др. организациями - создал выставку "Русский фарфор. Фарфоровое заведение Н.Б. Юсупова. 1818-1831 гг."

Выставка позволяет показать различные этапы работы предприятия, приоткрыть "тайны" и особенности декорировки фарфора, обозначить и продемонстрировать круг излюбленных тем росписи. В экспозиции собраны вместе находящиеся ныне в различных музеях юсуповские фарфоровые изделия, неизвестные ранее отдельные вещи и целые сервизы завода Юсупова.

Открытие выставки состоялось 29 апреля 2009 года. Государственный музей-усадьба "Архангельское" совместно с двенадцатью музеями и архивами России с достойной полнотой представил фарфор знамнитой марки и в научном Каталоге "Юсуповский фарфор. Изделия фарфорового заведения князя Н.Б. Юсупова в Архангельском" (Москва, 2009 г.) В его подготовке приняли участие также колекционеры Москвы и Петербурга.

До 1917 года семья князей Юсуповых обладала самой значительной коллекцией изделий собственной мастерской и завода, которая размещалась в петербургском дворце на набережной Мойки и в Архангельском. Предметы с высокохудожественной росписью, в свое время подаренные членам императорской семьи, хранились в царских и великокняжеских дворцах Петербурга, Гатчины, Павловска, в собраниях дворянских фамилий Голицыных, Виельгорских, Вяземских, Шереметевых, Потемкиных. В советское время большинство изделий было рассредоточено по разным музеям от Ленинграда до Еревана, от Москвы до Омска, а часть в начале 1930-х гг. продана через Антиквариат.

Впервые после многих десятилетий каталог и выставка позволяют показать юсуповский фарфор с максимальной полнотой, собрать вместе предметы, принадлежавшие к сериям и сервизам, обнаружить ранее неизвестные произведения, систематизировать их по хронологии, а также получить новые сведения об истории предприятия, приоткрыть тайны изготовления и декорировки фарфора мастерами завода в Архангельском.